Домашнее задание – обучающиеся самостоятельно пишут дома работу по изученным темам и на занятии совместно с преподавателем обсуждают и разбирают работы.
Второй частью урока является подмалевок для работы «Тропинка в летнем лесу». В ходе второй части занятия закрепляются понятия перспективы, контрастов. Подмалевок готов к следующему занятию. На этом же занятии изготавливаем приспособление для проведения прямых линий – линейка-треугольник деревянная с вколотыми в углах силовыми кнопками в качестве ножек для опоры.
Создание работы по теме «Тропинка в летнем лесу»
Размер работы по выбору: от 20х30 до 40х50.
Работа ведётся по картине художника Александры Юровой и её мастер-классу в youtube, ссылка на сайт художницы обучающимся заранее дана для ознакомления и анализа.
Преподаватель пишет работу вместе с учащимися. Инструменты и материалы: краски масляные - белила титановые, кадмий лимонный, кадмий желтый средний, кадмий красный светлый, охра желтая, сиена жженая, марс коричневый темный, краплак розовый прочный, зелёная «ФЦ», голубая «ФЦ», мастихин «рыбка», мастихин с прямым краем, кисти- щетина строительная плоская 2,5 см, щетина художественная плоская № 6, № 8, синтетика круглая № 1, плоская № 4, разбавитель.
Подмалёвок к этой картине сделан на предыдущем занятии. Это практически рисунок разжиженной краской тонкой кисточкой, в котором указаны все элементы пейзажа – направление и изгиб дорожки, расположение сосен и кустов. В ходе работы по заранее сделанному подмалёвку обучающиеся уточняют композицию картины, соотношения тональные и цветовые, затем расставляют основные большие массы, выясняют, как свет будет показан на тропинке, кронах деревьев, в световой и теневой частях леса. Так же решается вопрос - как показать фактуру коры деревьев с помощью кисти, мастихина, с помощью контрастов.
Сначала пишем небо сильно разбеленной голубой «фц» или церулеумом, со стороны света тон светлее, с противоположной от света стороны более выражен голубой цвет неба, малым количеством краски, «в протирку».
Затем очень светлой смесью голубой и зелёной создаём деревья дальнего плана, они тают в небе. Светлой краской с добавлением голубых и сиреневых оттенков тонкой кистью вертикально лёгкими движениями обозначаем стволы дальних деревьев. Теперь можно написать кистью щетиной № 6 или № 8 кусты среднего плана плотными массами без детализации более тёмной краской. При использовании смесей зелёных надо постоянно менять оттенки, изображающие массы листвы, менять температуру и насыщенность.
Переходим к переднему плану картины. Берем кисть синтетику № 4 и её плоскостью марсом коричневым снизу-вверх рисуем стволы сосен, самые ближние уходят вверх за край картины. Группы веток с хвоей пишем щетиной, без детализации - это должны быть массы хвои на фоне неба и дальних планов. Оттенки зелёного чередуем, создавая игру света на хвое. Затем пишем тонкой кистью ветки, добавляем на стволы с освещённой стороны красноватых оттенков, внизу стволов можем затемнить кору сосен голубой «фц» в смеси с краплаком без белил. Дорожка пишется охристыми и лиловыми смесями красок, горизонтальными мазками или движениями мастихином, вблизи более тёмными и почти белыми вдали, что создаёт дополнительное ощущение идущего из глубины картины света. Трава пишется небольшими вертикальными мазками строительной щетиной, без детализации, кончиком этой же чистой кисти можно расставить группы цветов в траве, соблюдая случайность расположения и без детализации.
Работа пишется за 2- 3 урока, включая подмалёвок.