ТЕМА 4. Создание работы по теме «Натюрморт».

Пишем картину «Розы в стеклянной вазе».

Размер работы 50х40.Инструменты и материалы; краски масляные – белила титановые, краплак розовый прочный, краплак красный, кадмий красный светлый, голубая «ФЦ», зелёная «ФЦ», кадмий жёлтый светлый, охра жёлтая, марс коричневый тёмный; кисти- строительная плоская щетина 2,5 см, художественная круглая или плоская щетина № 10, синтетика № 1, плоская синтетика № 6. Разбавитель «тройник».

Работа ведётся по картине «Розы в стеклянной вазе» преподавателя Гордяк Н.И. и фото из интернет-ресурсов.

В ходе работы, обучающиеся закрепляют навык владения мастихином как инструментом для живописи, практикуются в смешивании красок, получении оттенков, получают возможность на практике сравнить теплоту и холодность разных красных и зелёных красок. Кроме того, изучаем преломление света в стекле, блики, рефлексы. 
Картина пишется за два урока. 

На всех занятиях преподаватель пишет работу вместе с учащимися.

1 урок. Изучаем фотоматериал. Обсуждаем ведение работы по картине Гордяк Н.И.

Пишем фон, на котором будет красиво выглядеть ваза с розами. На выбор обучающиеся делают фон охристый, фиолетово-голубой или бело-серый. Фон делаем разнообразный по оттенкам, очень тонко «в протирку», более светлыми тонами показывая направление света.

Пишем вазу. На первом этапе делаем тонко кистью построение вазы через вертикаль её высоты и эллипсы, показывающие её горлышко, дно и объёмы на разных уровнях. После этого плавно соединяем все построения и проверяем симметричность вазы, переворачивая работу. Растушевываем все линии построения и утемняем вазу в теневых и высветляем в освещённых частях. Обозначаем тоном свет, полутень, собственную тень и падающую тень вазы. Обозначаем в падающей тени рефлекс на поверхности стола, с теневой части вазы свет, прошедший сквозь стекло, блик в освещённой части вазы. Подчеркиваем темной теневой полоской, переходящей в падающую тень, вазу у донышка, чтобы ваза стояла на поверхности.

После этого пишем поверхность стола, ниспадающие складки с тенями.

2 урок. Просматриваем фотоматериал для выбора своей композиции из роз. На примере картины Гордяк Н.И. разбираем, как мастихином наносились мазки, в каких пропорциях смешивались краски и в каких частях букета закладывались тёмные теневые части.

После этого делаем подмалевок, в котором закладываем теневую тёмную часть внутри букета и пятна цветов. Работаем «в протирку» малым количеством красочных смесей.

После этого, подготовив достаточное количество смешанных красок, разнообразных по тону, начинаем мастихином укладывать краску по форме лепестков роз, не закрашивая темный тон внутри цветов. Укладку краски начинаем с краевых лепестков, чтобы контролировать размер цветков. Листву пишем мастихиновыми укладками и плоскостью синтетической кисти, работая ребром для написания тонких линий.

После того, как все цветы и листья написаны, можно за букетом обозначить тень на вертикальной поверхности или продолжение драпировки, спадающей со стола, с тенью от букета, что придаст картине более живописный и реалистичный вид.

В этой работе закрепляем понимание тепло - холодности цвета, какие краски считаются теплыми, какие считаются холодными, и как это используется в живописи. 

Дома обучающиеся пишут самостоятельно небольшие работы со стеклянными предметами, используя построения и навыки изображения света и тени.