Создание работы по картине Юлия Клевера «Зимняя лунная ночь».
Размер работы – 20х30.
Фото картины Юлия Клевера «Зимняя лунная ночь» учащиеся получают заранее по сети интернет для ознакомления.
Инструменты и материалы: краски масляные – белила титановые, зелёная «ФЦ», индиго, голубая «ФЦ», марс коричневый темный, краплак розовый прочный, кадмий лимонный, мастихин с прямым краем и «рыбка», кисти – щетина 2,5 мм 2 шт., кисти - синтетика № 1 и № 4, разбавитель.
Работа ведется по фото из интернет-ресурса и по готовой картине преподавателя Гордяк Н.И.
Преподаватель пишет работу вместе с учащимися.
В ходе работы, обучающиеся знакомятся с понятиями работы в тоне, необходимости контрастов, градиента. Кроме того по материалам - работа на масле, на разбавителе ( применяется Tikkurila слабопахнущий), на лаке, что такое – «двойник», «тройник»., как их самим составить в зависимости от своих задач.
Картина пишется за один урок.
Работа ведётся кистями - щетиной строительной 2,5 см, 2 шт., синтетика №1, № 6, мастихин с прямым краем среднего размера.
Урок начинаем с организации рабочего места – это подробно описано в ТЕМЕ 1.
Особенность этой работы в том, что она может писаться на заранее затонированной в чёрно-синий цвет поверхности.
- Начинаем работу с создания имприматуры (тонирования поверхности) - смешиваем на палитре мастихином краски голубую «фц», краплак розовый, добиваемся оттенка ближе к синему, строительной кистью 2,5 см очень тонким слоем «в протирку» наносим краску, оставляя незакрашенным участок неба, где будет луна с ореолом.
- Затем делаем смесь белил титановых с краплаком розовым и прорабатываем этот незакрашенный участок вдоль темной краски, добиваясь плавного перехода в немного лиловый, чистой кистью укладываем еще ближе к центру белила тонким слоем по окружности. Затем белилами с очень малым количеством лимонной желтой закрашиваем очень тонким слоем центр. После этого чистой строительной кистью, ставя её на ребро перпендикулярно к поверхности работы, начинаем делать на границе белого и желтого максимально незаметный переход. Причём желтым окрасившаяся сторона кисти не должна попасть в часть растушёвки с белой краской, новой чистой кистью делаем плавную растушёвку таким же образом, следуя по окружности, сиреневого и белого, соединяя плавно жёлтую часть окружности и лиловую. Плавной растушёвкой надо добиться градиента без полос, тогда получится ореол сияния.
- Последнее – кончиком пальца берем немного белил и втираем в центр сияния, создавая диск луны. Границы диска и сияния немного разбиваем кисточкой, чтобы избежать четкости края.
- Переходим к созданию зимнего пейзажа. Рассматриваем, где на картине расположены деревья, и смесью голубой «фц», краплака и белил в темном тоне создаём деревья кистью №4, затем укладываем мастихином немного светлее смесь в теневых частях на ветвях, и более светлым и контрастным укладываем краску мастихином и кистью в освещённых частях деревьев.
- Определяем, где будут располагаться избушка (или две – по желанию, т.к. мы пишем не копию, а работу по мотивам картины). Набирая на край мастихина марс коричневый темный, вертикальным движением прижимая и протягивая мастихин, создаем теневую стену избушки. А набирая на край мастихина светлую смесь белил и голубой «фц» с добавкой краплака, так же создаем над получившейся тёмной стеной скат крыши.
- Тонкой кистью оранжевой краской ставим в стене окно. От нарисованной на крыше трубы тонкой кистью поднимаем вверх струйку дыма. Прописываем забор и тонкий ствол сосны ближе к избушке. Во время работы следим за чистотой мастихина и кисточек. Учитывать надо, что краски в тубах могут быть разной консистенции, поэтому необходимо на палитре приводить их консистенцию в одинаковое состояние, но не разжижать, разбавителем «тройник». Не забывать, что нижние слои краски всегда должны быть гуще, суше верхних, иначе взятая густой верхняя краска не ляжет на поверхность работы.
- Работать надо малым количеством краски в данной работе, только мастихин положит более густую краску в изображении избушки.
- Укладываем мастихином сугробы вокруг избушки и изображаем темной краской ручей между сугробами. В теневых частях сугробов укладываем краску немного тёмного тона.
В ходе работы изучаются смеси красок. Прорабатываем градиент в написании ореола луны. Закрепляем знание, что свет - это не белый, а контрасты, что свечения можно добиться в изображениях ночи, используя работу на контрасте.
Для испытывающих трудности в работе мастихином практический совет – дома мастихин использовать для украшения бутербродов мягким сыром или маслом.