Размер работы 20х30.
Ссылку на мастер-класс Игоря Сахарова «Морская волна» учащиеся получают заранее для ознакомления, на занятии представляется готовая работа Гордяк Н.И. и несколько фотографий работ художников из интернета.
Преподаватель пишет работу вместе с учащимися.
Инструменты и материалы:
В ходе работы, учащиеся практикуются в смешивании красок. Даётся понятие воздушной перспективы, теплоты и холодности красок. Разбирается структура волны и как передаётся плотность и прозрачность воды. Создаём объём камней.
Картина пишется за один урок.
Работа ведётся кистями - щетина строительная плоская 2,5 см, щетина плоская № 8, синтетика плоская № 6, № 1, веерная кисть. Обучающиеся сами изготавливают необходимую веерную кисть из кисти щетина плоская № 6 при помощи канцелярского ножа и плоскогубцев.
Начинаем работу с обсуждения примеров фотоматериала и картины, представленной Гордяк Н.И.
В работе используются смеси красок разной насыщенности цвета, все смеси светлого тона, только в дали моря и толщине волны используются смеси темных тонов.
Разбираем, в каком направлении двигается вода в волне, в слое с пеной перед волнами.
Сначала делаем разметку горизонта - для этого выше середины рабочей поверхности горизонтально наклеиваем малярный скотч и пишем небо светлыми бирюзовыми оттенками, облака белилами с краплаком в самых светлых разбелах, соблюдаем изображение теневых частей облаков сиреневым оттенком с белилами и дальнего берега охрой жёлтой в сочетании с марсом коричневым и зеленоватыми смесями.
В изображении берега опять повторяем понятие воздушной перспективы – дальше от зрителя изображения становятся не только меньше, но и бледнее по цвету и холоднее по оттенку.
После завершения работы над небом и дальним берегом снимаем ленту скотча и получаем ровную линию горизонта.
Теперь задача рисующего смесью красок - голубая «фц» и зелёная «фц» довольно темного тона, но в небольшом разбеле, чтобы проявился цвет красочной смеси – проводим ровную линию морского горизонта. При этом можно воспользоваться рейкой, аккуратно уложенной на работу, стараясь её не сдвинуть.
Затем строится сама волна, набегающая на берег – её темная часть смесью марса коричневого темного и голубой «фц» короткими штриховательными вертикальными движениями кисти с небольшим количеством краски. В том месте волны, где сквозь неё будет проходить свет, салфеткой вытирается краска и добавляется очень светлая смесь бледно-голубоватого цвета.
Все соприкосновения цветовые и тональные в структуре волны плавно растушевываются. В море до горизонта небольшими мазками горизонтального направления создаем ощущение дальних волн.
Пена пишется в теневой части с фиолетовыми и голубыми оттенками, а в световой части – с примесью охры для теплоты и ощущения освещённости. Пену и её брызги перед волнами пишем горизонтальными зигзагообразными движениями синтетической кисти.
Камни пишем мастихином, предварительно можно наметить кисточкой их расположение и форму. В изображении камней соблюдаем теневые и световые части камней.
Расставляем блики на воде мастихином, набирая на небольшой участок края густую краску или работая кончиком мастихина.
Во время работы над картиной, изучаем поведение прозрачных красок голубой и зелёной «фц» в разной степени разбелённости и в смеси. Прорабатываем способ укладки краски мастихином.
Заканчиваем работу, добившись яркого звучания красок и расстановки бликов в необходимых местах на воде.