Лекция по теме 1.1: Понятийный аппарат

Данная лекция поможет слушателям лучше ориентироваться в мире государственных и муниципальных услуг, а также общаться с работниками МФЦ
и органов государственной власти на компетентном уровне.

Основные понятия, используемые при обучении по данной программе.

1) Государственная услуга – это деятельность по реализации функций органов, предоставляющих государственные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Например, «Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» и «Выдача, замена паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» это государственные услуги.

2) Муниципальная услуга – деятельность по реализации функций органа, предоставляющего муниципальные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Например, «Установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином» и «Выдача органом опеки и попечительства разрешения на изменение имени и фамилии ребенка» - это муниципальные услуги.

3) Заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;

Т.е. заявитель – это лицо, от имени которого подается обращение за предоставлением государственной или муниципальной услуги.

4) административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Т.е. административный регламент – это порядок предоставления услуги, написанный на основе и в рамках федерального или регионального законодательства.

5) исполнительный орган государственной власти – это орган государства, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, т.е. занимающийся практической реализацией действующих в государстве законов
и иных нормативных правовых актов (указов, постановлений и т.д.).

Существуют федеральные органы исполнительной власти – Главное Управление Министерства внутренних дел, Управление Федеральной налоговой службы; государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования; региональные органы исполнительной власти – различные комитеты, инспекции.

Государственные услуги предоставляются исполнительными органами государственной власти.

6) многофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр, МФЦ) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного
или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных
и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Т.е. МФЦ – это организация, осуществляющая деятельность по организации взаимодействия заявителей и органов государственной власти, в том числе
по приему обращений по услугам и выдаче результата по услугам.

7) «Принцип одного окна» - предоставление государственной (муниципальной) услуги, осуществляемое после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом в многофункциональный центр, исключая непосредственное взаимодействие заявителя с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги.

Т.е. «принцип одного окна» подразумевает под собой однократное обращение заявителя в МФЦ без дополнительного взаимодействия с органами власти.

8) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Т.е. предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – это обращение заявителей за услугами с помощью сети интернет, в том числе и на портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru, gu.spb.ru и т.д.).

9) Портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Т.е. портал государственных и муниципальных услуг – это сайт в сети Интернет, позволяющий заявителям осуществлять взаимодействие с органами государственной власти. Например, gosuslugi.ru, gu.spb.ru, сайты исполнительных органов государственной власти.

10) Представитель – лицо, осуществляющее права и обязанности от имени другого лица (т.е. представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Т.е. представитель – это лицо, представляющее интересы другого лица. Например, обращающееся по доверенности.

11) Законный представитель – это представитель, чье право на осуществление прав и обязанностей от имени другого лица обусловлено предписанием закона.

Т.е. законный представитель – это лицо, имеющее право обращаться от имени другого лица без доверенности (родитель несовершеннолетнего ребенка или опекун).

12) Категория заявителей – группа заявителей, сформированная по тому или иному формальному признаку.

Например, многодетная семья, пенсионер.

13) Документ, удостоверяющий личность – это установленный федеральным законодательством документ, содержащий сведения о гражданине, зафиксированные в государственных органах.

Т.е. в случае с гражданами РФ основной документ, удостоверяющий личность – это паспорт гражданина РФ. У граждан, не достигших 14 лет, документ, удостоверяющий личность – это свидетельство о рождении.

В случае с иностранными гражданами, основной документ, удостоверяющий личность – это паспорт иностранного гражданина.

В случае с лицами без гражданства – это вид на жительство, разрешение
на временное проживание.

14) Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя – это документ, подтверждающий право какого-либо лица представлять интересы другого лица.

15) Срок предоставления услуги – это срок, требующийся для исполнения всех процедур, связанных с предоставлением услуги. Отсчитывается от даты подачи заявления и завершается датой получения результата услуги.

16) Результат предоставления услуги - реализация назначенных
в установленном порядке процедур (действий) и (или) оформление документов, выдаваемых заявителю в связи с его обращением в целях получения государственной (муниципальной) услуги посредством многофункционального центра, в порядке, установленном административными регламентами;

Т.е. результат услуги – это результат решения органа власти в той или иной форме.

Чаще всего может быть положительным или отрицательным. Положительное решение обычно выражается в форме предоставления какого-либо документа или каких-либо материальных благ заявителю.

Отрицательное решение обычно выдается в форме официального уведомления с мотивированным отказом (т.е. законодательно обоснованным).