ТЕМА 3. Создание работы по теме «Морская волна».

Размер работы 20х30.

Ссылку на мастер-класс Игоря Сахарова «Морская волна» учащиеся получают заранее для ознакомления, на занятии представляется готовая работа Гордяк Н.И. и несколько фотографий работ художников из интернета.

Преподаватель пишет работу вместе с учащимися.

Инструменты и материалы:

  • краски масляные – белила титановые, голубая «ФЦ», зеленая «ФЦ», кадмий желтый светлый, краплак розовый прочный, охра желтая, марс коричневый темный,
  • мастихин «рыбка»,
  • кисти щетина №4, синтетика № 1, № 4, кисть «лайнер» №1.

В ходе работы, учащиеся практикуются в смешивании красок. Даётся понятие воздушной перспективы, теплоты и холодности красок. Разбирается структура волны и как передаётся плотность и прозрачность воды. Создаём объём камней. 

Картина пишется за один урок.

Работа ведётся кистями - щетина строительная плоская 2,5 см, щетина плоская № 8, синтетика плоская № 6, № 1, веерная кисть. Обучающиеся сами изготавливают необходимую веерную кисть из кисти щетина плоская № 6 при помощи канцелярского ножа и плоскогубцев.

Начинаем работу с обсуждения примеров фотоматериала и картины, представленной Гордяк Н.И. 

В работе используются смеси красок  разной насыщенности цвета, все смеси светлого тона, только в дали моря и толщине волны используются смеси темных тонов.

Разбираем, в каком направлении двигается  вода  в волне, в слое с пеной перед волнами.

Сначала делаем разметку горизонта - для этого выше середины рабочей поверхности горизонтально наклеиваем малярный скотч и пишем небо светлыми бирюзовыми оттенками, облака белилами с краплаком в самых светлых разбелах, соблюдаем изображение теневых частей облаков сиреневым оттенком с белилами и дальнего берега охрой жёлтой в сочетании с марсом коричневым и зеленоватыми смесями.

В изображении берега опять повторяем понятие воздушной перспективы – дальше от зрителя изображения становятся не только меньше, но и бледнее по цвету и холоднее по оттенку.

После завершения работы над небом и дальним берегом снимаем ленту скотча и получаем ровную линию горизонта.

Теперь задача рисующего смесью красок - голубая «фц» и зелёная «фц» довольно темного тона, но в небольшом разбеле, чтобы проявился цвет красочной смеси – проводим ровную линию морского горизонта. При этом можно воспользоваться рейкой, аккуратно уложенной на работу, стараясь её не сдвинуть.

Затем строится сама волна, набегающая на берег – её темная часть смесью марса коричневого темного и голубой «фц» короткими штриховательными вертикальными движениями кисти с небольшим количеством краски. В том месте волны, где сквозь неё будет проходить свет, салфеткой вытирается краска и добавляется очень светлая смесь бледно-голубоватого цвета.

Все соприкосновения цветовые и тональные в структуре волны плавно растушевываются. В море до горизонта небольшими мазками горизонтального направления создаем ощущение дальних волн.

Пена пишется в теневой части с фиолетовыми и голубыми оттенками, а в световой части – с примесью охры для теплоты и ощущения освещённости. Пену и её брызги перед волнами пишем горизонтальными зигзагообразными движениями синтетической кисти.

Камни пишем мастихином, предварительно можно наметить кисточкой их расположение и форму. В изображении камней соблюдаем теневые и световые части камней.

Расставляем блики на воде мастихином, набирая на небольшой участок края густую краску или работая кончиком мастихина.

Во время работы над картиной, изучаем поведение прозрачных красок голубой и зелёной «фц» в разной степени разбелённости и в смеси. Прорабатываем способ укладки краски мастихином. 

Заканчиваем работу, добившись яркого звучания красок и расстановки бликов в необходимых местах на воде.