Во время Советско-финляндской, а затем Отечественной войны появилось много новых инвалидов по зрению, так называемых военноослепших.
В Ленинграде большинство военноослепших находилось в специализированном интернате на Крестовском острове. Раненые, в основном молодые люди, вместе с потерей зрения получали еще сильнейшую психологическую травму.
Необходимо было помочь им адаптироваться к новым условиям, убедить в возможности жить, учиться и работать без зрения. С июня 1942 года силами работников Учебно-производственных мастерских и Домпросвета слепых в интернате стали проводить разнообразные занятия по подготовке ослепших бойцов к труду и учебе. Было открыто Отделение по обучению сетеплетению, где вязали маскировочные сети, изготовляли разного рода веревочные изделия – хозяйственные сумки, гамаки и пр. Некоторые из обучающихся так увлекались, что, не отрываясь, работали целый день, чувствуя себя вновь полезными людьми. Те, кто намеревался продолжить образование, учились печатать на пишущих машинках. Некоторые незрячие обучалась игре на музыкальных инструментах – баяне, рояле и др. Проводились занятия по физкультуре. Большинство раненых посещали занятия по изучению письменности Брайля. В труде и учебе рассеивались мучившие их сомнения, крепло желание вернуться к трудовой деятельности.
В 1943 году была создана Школа для обучения военноослепших. Особенность школы заключалась в том, что у нее не было своего помещения. Поэтому сами учителя называли ее «школой на колесах». Официально школа предназначалась для обучения военноослепших письму и чтению по системе Брайля. Но, по существу, это была служба по возвращению к жизни людей, находившихся, как правило, в состоянии глубокой депрессии.
По мере выхода военноослепших из госпиталей школа стала переходить к индивидуальному обучению по месту их жительства и постепенно вводить предметное обучение – русский язык, математика и др. Многие из тех, кто освоил письмо по Брайлю, хотели продолжать учебу. Так возникла потребность в организации новой формы обучения, которая позволяла военноослепшим получить среднее образование и подготовиться к поступлению в вузы. Для этой цели в октябре 1944 года при Домпросвете слепых открылась средняя школа для военноослепших. Вскоре она стала называться Школой для взрослых слепых. На 1944-1945 учебный год были укомплектованы все классы, в которые было зачислено 49 военноослепших.
В 1944 году в Домпросвете кружком баянистов руководил известный педагог Павел Иванович Смирнов. На базе кружка в декабре 1944 года в помещении Домпросвета открылась четырехгодичная Музыкальная школа, где инвалиды войны по зрению обучались игре на баяне. Перед школой ставилась задача дать профессиональное образование незрячим с последующим их трудоустройством по специальности. Музыкальная школа работала на Стрельнинской, 11 до осени 1947 года.
Дом просвещения слепых им. В. А. Шелгунова – старейшее учреждение культуры Ленинграда-Санкт-Петербурга имеет славную историю. Его деятельность была особенно насыщенной в годы Великой Отечественной войны. Ежедневно в стенах Дома напряженно трудились оставшиеся в блокадном городе незрячие. Благодаря именно этому Дому они смогли не только выжить физически, но и обрести смысл жизни.
За самоотверженный труд в годы блокады 83 незрячих ленинградца были награждены медалями «За оборону Ленинграда».