В мировой художественной культуре керамика, как вид декоративно-прикладного искусства занимает важное место. Это один из древнейших видов деятельности человека. Археологами установлено, что керамика появилась примерно 20000 лет назад. 13 июля 1925 года в яме с золой, при археологических раскопках участка между Долни-вестонице и Павловым была найдена керамическая статуэтка, изображавшая женскую фигуру. Датируется она различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. - эпохой позднего палеолита. Способы обработки керамики периода неолита были примитивны, например первооткрыватель и исследователь костенковской керамики, петербургский археолог Н. Д. Праслов допускает, что некоторые кусочки ее могли происходить от сплетенных из прутьев, а затем обмазанных глиной и обожженных сосудов, использовали её для хранения и переноски предметов.
Необычность керамики как материала в том, что это первый синтетический материал созданный человеком. Глина в составе это основа — при подготовке к работе в неё добавляли песок, толченые кости, древесный уголь и прочее. Случай однажды обнаружил, что, пройдя огонь, глина изменяет свои свойства - из хрупкой становиться прочной, приобретает яркий цвет. Дело в том, что при температуре 450 градусов Цельсия и выше из глины уходит химически связанная вода и черепок приобретает прочность, так как возникает отсутствующий в природе безводный силикат, который уже не может размокнуть под воздействием влаги. В итоге у человечества появился уникальный материал во многом изменивший и жизнь древнего человека. В обиходе появилась посуда для хранения запасов, воды и много другого. Керамика изменила жизнь древнего человека, её развитие исследователи связывают с переходом к оседлому образу жизни.
Формы первых сосудов были простыми, стенки гладкими без узоров. Древние мастера вдохновлялись природными формами, делали сосуды способом лепки из комка или глиняного жгута. Со временем стал появляться простой декор, поверхность сосудов стали покрывать узоры — геометрические - зубчатые, гребенчатые, зигзаги, линии.
Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия, а в доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев, это конец 15го начало 16го веков.
Понятие керамики включает в себя виды изделий созданных из разных видов глины.
Отдельные виды керамики формировались постепенно, по мере совершенствования технологии производства, открытия новых свойств материалов и способов обжига. С течением времени состав глиняной массы претерпевал изменения, мастера искали идеальную формулу. Появилась майолика, фаянс, керамика из «каменной массы». Китайские гончары изобрели фарфор, в его состав входит высокотемпературная белая глина – каолин и ряд ингредиентов делающих черепок прозрачным и очень прочным. Для обжига фарфора температура в печи должна достигать 1300 градусов по Цельсию. Когда-то изысканный китайский фарфор называли белым золотом. Его рецепт хранился в строгом секрете, но и сама керамика хранит секреты – благодаря её долговечности, по фрагментам или полностью сохранившимся образцам мы можем составить представление о различных исторических эпохах.
Я приглашаю вас познакомиться с удивительным миром художественной керамики и прикоснуться к вечному материалу.