Лекция 4. Основы ситуационного лидерства: организационные модели.

Лекция 4

Основы ситуационного лидерства: организационные модели.

Как уже отмечалось, наш курс является базовым и разработан с целью представления широкой аудитории идей современного понятия лидерства, основных базовых его положений. Мы надеемся, что представленные в рамках курса материалы и озвученные в них мысли позволят вам посмотреть на лидерство как на идею персонального роста и далее продолжить изучение предмета как для саморазвития, так и для внесения позитивных перемен на ваших рабочих местах, в коллективах, и даже в семьях.

Лидерство ведь — это не только и столько о личной харизме и высоких ораторских способностях, вдохновении и красноречии. Это больше о познании самого себя, о познании мира, окружающей среды, людей, законов и принципов функционирования социума и многом другом, и об использовании этих знаний для правильной оценки собственных сил, понимания направлений развития, постановки целей и задач и, самое главное, их достижения в согласованной командной работе.

В 604 г. до н. э. мудрец Лао‑Цзы сказал: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже тот правитель, которому подчиняются и шумно приветствуют. Хуже всех тот правитель, которого народ презирает. Не уважай людей, и они перестанут уважать тебя. Но при хорошем правителе, сдержанном в словах, когда его работа выполнена, и цель достигнута, народ скажет: «Мы сделали это сами».

В этой лекции мы рассмотрим одну из теорий лидерства, предложенную Л.Болманом и Т.Диллом и основанную на допущениях о том, что лидерство – это не догма и не набор правил и шаблонов. Это умение оперировать знаниями и подходами, основанным на определённых моделях организационного поведения и развития.

Причем важно то, что в разных ситуациях и в разном контексте эти модели подходы должны пересматриваться и меняться для достижения успеха.  Лидерам нужно находить новые углы зрения на вещи и на ситуации.

Основным термином, который встречается в этой теории является понятие фрейма.

Фрейм  - это ментальная модель, т. е. набор идей и допущений, которую вы формируете в голове с тем, чтобы облегчить понимание и освоение определенной «территории».

«Хороший фрейм помогает понять, с чем вы имеете дело, и, в конечном счете, что можно сделать. Фреймы жизненно важны, поскольку организации не снабжаются электронной навигационной системой, которая ведет вас от поворота к повороту до цели».

Для удобства восприятия материала я предлагаю заменить слово фрейм на слово «модель». При этом сущность термина практически не меняется, поскольку модель – это тоже набор идей и допущений.

На мой взгляд изучение разных фреймов (моделей, матриц, подходов) в управлении позволяет заложить основы понимания руководства и лидерства как процесса бесконечно многогранного, требующего открытости ума, личного опыта, понимания собственных возможностей, знания внешней среды и человеческого поведения, а также многих других аспектов.

Такой подход обуславливается все возрастающей сложностью окружающего нас мира.

  • Современные организации и рабочие коллективы многогранны и сложны. Они полны людей, чье поведение заведомо трудно понять и предсказать, особенно крупные организации с многочисленным персоналом, множеством подразделений, технологий, целей. Более того, организации – это открытые системы, подверженные изменениям, сталкивающиеся с проблемами и существующие в непостоянной среде.
  • Организации неожиданны: то, что и как в них происходит, часто очень сильно отличается от ваших ожиданий.
  • В-третьих, организации обманчивы. Они маскируют ошибки и устраивают неожиданности Если ценной инициативе грозит провал или новый продукт оказывается убыточным, вряд ли те, кто инициирует процессы их внедрения прямо и открыто об этом заявят.
  • Организации неоднозначны. Они многогранны и имеют множество параллельных потоков. Очень трудно собрать воедино все факты по всем направлениям, а имея их, еще труднее узнать, что они означают и что с ними делать.

Неопределенность порождается множеством причин. Иногда информация неполна и неясна. Иногда, одна и та же информация может интерпретироваться людьми по-разному в зависимости от их умонастроений и организационных доктрин.

Болман и Дилл в своей книге «Рефрейминг организации» описывает современные реалии организации: «Высшее руководство задавлено сложностью задач, ответственностью и перегрузкой. Руководители ступенью ниже чувствуют себя подавленными из-за чрезмерной сложности, ответственности и перегрузок. Они хронически не удовлетворены недостатком инициативы и творческого подхода у подчиненных. Руководители среднего звена между тем разрываются между противоречивыми сигналами и давлением: сверху им приказывают идти на риск, но потом наказывают за ошибки. Их подчиненные ожидают от них продвижения и улучшения условий работы. Верхи и низы тянут в противоположных направлениях, сбивая с толку тех, кто между ними. Простые работники и исполнители чувствуют себя уязвимыми, недооцененными и угнетенными: «Они дают нам паршивую работу за паршивые деньги, они все время цедят приказы, но никогда не говорят нам, что действительно происходит, а потом удивляются, почему мы не любим свою работу».

В таких непростых условиях организации должны не просто выживать, но и развиваться и созидать. Как же это можно сделать и какие знания, и подходы могут быть использованы?

Давайте же рассмотрим модели (фреймы), предлагаемые в качестве возможных вариантов решения вопросов развития управленческих навыков и лидерства.

Как отмечают авторы «Если вы не видите всей картины, вы продолжаете играть роль вслепую, не подозревая о других вариантах». Но чтобы видеть всю картину, нужно понимать из каких «кусков», частей она состоит.

В следующей лекции мы продолжим изучение темы.