Во многих современных изданиях, посвященных вопросам лидерства, очень четко прослеживается мысль о том, что важным пунктом в развитии личностных лидерских качеств является не изучение набора методов и способов воздействия на людей, а самопознание, понимание самого себя.
Именно самопознание является одним из важных элементов формирования личности, поскольку позволяет объективно понять свои сильные стороны, а также оценить собственные слабости для того, чтобы иметь возможность работать над собой.
Предлагаю несколько очень важных цитат, которые иллюстрируют эту мысль.
Так, Питер Сенге в своей известной книге «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций» говорит:
«Мне представляется, что изменить самих себя — дело не менее важное, чем изменить наши организации. … Я утверждаю …, что наши организации работают так, как сейчас, только потому, что мы сами работаем и думаем не лучше. Только изменив наш способ мыслить и взаимодействовать с другими людьми, мы сможем изменить политику и практику управления. Мы сможем прийти к новой способности координировать наши действия и к новому взаимопониманию только через изменение нашего способа общаться друг с другом. Для большинства эта идея совершенно нова и неожиданна. Мы склонны считать, что изменению подлежит только внешний мир, но не мы сами. Нелегко признать, что, приступая к кардинальной перестройке наших организаций, следует одновременно заняться радикальным изменением наших внутренних «интеллектуальных моделей». Но
А вот еще одна цитата из книги «Мистика лидерства»: «Познание самого себя – первый шаг к эмоциональному развитию. А так как люди, не знающие себя, невольно попадают в плен дисфункционального поведения (и более того, плохо могут оценивать других), познание себя становится еще и первым шагом на пути к эффективному лидерству».
Роберт Дж. Томас Уоррен Дж. Беннис в своей книге «Кто становится лидером в бизнесе» отмечают: «Среди качеств, обретение или развитие которых приписывалось участию в разрешении кризисной ситуации, «лидеры» отмечали умение приспосабливаться к изменяющимся условиям, готовность экспериментировать и постоянное обучение».»
Авторы, анализируя биографии лидеров, отмечали и различия в коэффициенте интеллекта, социальном происхождении, финансовой устойчивости семьи, в которой они росли, образовании, расовой, национальной и половой принадлежности. Все это, конечно, важно с точки зрения окружения и среды, способствующей становлению и формированию личности. Однако, как отмечают авторы: «… каждому человеку предстоит взять свой собственный барьер. И мы уверены, что и желание преодолеть этот барьер, и способность найти возможность для осуществления этого желания выступают подлинным мерилом успешного лидерства».
Как отмечают авторы, если отбросить всё второстепенное, лидерство состоит из трех слагаемых:
При этом для формирования и воспитания в себе лидерских качеств «первая и во многих отношениях самая важная задача – сформулировать собственные представления о себе и мире».
В 1980-е гг. индикатор типов личности Майерс — Бриггс (Муегз, 1980) стал (и до сих пор остается) популярным инструментом для изучения стилей управления и оценки собственного управленческого потенциала применительно к тому или иному стилю.
Построенный на принципах психологии Юнга, вопросник типологии оценивает четыре измерения: интроверсия против экстраверсии, ощущение против интуиции, мышление против чувств и восприятие против суждения. На основе набранных баллов он относит человека к одному из 16 типов.
Подход Майерс — Бриггс предполагает, что каждый стиль имеет свои сильные и слабые стороны, но ни один стиль не бывает лучше других во всех случаях. Вторым ключевым положением является то, что межличностные отношения гораздо менее запутанны и разочаровывающи, если люди понимают и учитывают как собственный стиль, так и стиль своих коллег.
В рамках данного курса предлагаю вам пройти тест типологии Майерс — Бриггс самостоятельно и выполнить первую оценку себя в рамках существующей типологии управленческих типов. Хочу еще раз отметить, что прохождение любых тестов и получение результатов являются лишь своеобразными маркерами вашего текущего состояния.
Мы все меняемся, поскольку учимся новому, развиваемся и растем в интеллектуальном и профессиональном планах, мы взрослеем, наконец и с каждым годом обретаем все новый багаж жизненного, социального и профессионального опыта. Наш стиль жизни, наше окружение, среда, в которой мы живем, каждый день меняет нас.
Потому те результаты тестов, которые вы получаете сегодня должны стать и рассматриваться как отправная точка для дальнейшего развития.
Оценить свой тип личности на данном этапе жизни по типологии Майрс -- Бриггс можно по ссылке https://happypeople.blog/test-na-tip-lichnosti-po-tipologii-majers-briggs-mvti/
На нашей очной встрече мы обсудим типологии, а также поговорим о том, как важно для человека, воспитывающего в себе лидерские качества уметь не только верно и объективно оценивать себя, но и совершенствовать свои навыки, развивать их, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям и среде без потерь в личностном развитии.
Действительно, адаптивность, включающая важнейшее умение – правильно оценивать ситуацию, а также видеть и использовать представившиеся возможности, – необходимое качество лидера.
Как отмечают многие авторы «Если какое‑то одно качество и определяет успех, так это адаптивность, умение приспосабливаться. .. Способность адаптироваться .. выступает также необходимым условием успеха – учитывая те трудности и изменения, которые встречаются на жизненном пути.
Лидеры извлекают важные уроки, включая приобретение новых навыков, позволяющие подняться на новый уровень достижений и обучения. Этот многочастный процесс встречи с трудностями, адаптации и обучения подготавливает их к новому горнилу, и вся история повторяется снова. При каждом столкновении со сколько‑нибудь значительными трудностями и адаптивном реагировании на них достигается более высокий уровень компетентности, что подготавливает личность к следующему испытанию. Люди, которые становятся лидерами, раз за разом проходят этот удивительный путь трансформации, приобретая новые навыки и умения, продвигаясь к новым успехам и достижениям.
По существу, адаптивность – это прикладное искусство. Это способность смотреть на проблему или кризис и видеть целый ряд нетрадиционных решений».
Питер Сенге: «Сопоставление видения (чего мы хотим) и ясного представления о действительности (где мы находимся относительно нашей цели) создает то, что мы называем «творческим напряжением»: силу соединить одно с другим, поскольку напряжение по природе своей нуждается в разрядке. Сущность совершенствования личности заключается в обучении тому, как нам в нашей собственной жизни создавать и поддерживать творческое напряжение. В этом контексте «обучение» означает не приобретение дополнительной информации, а расширение способности получать в жизни результаты, которые нам действительно желанны. Это плодотворное обучение длиною в жизнь. И обучающиеся организации возможны только в том случае, если там на каждом уровне будут люди, практикующие такой подход к своей жизни».
Материалы лекции основаны на следующих источниках: