Лекция 2. Лидер или руководитель? Сущность лидерства.
Лекция 2. Лидер или руководитель? Сущность лидерства.
Руководитель и лидер: синонимы или нет?
Уоррен Беннис, один из первых исследователей феномена лидерства на современном этапе, рассматривает лидерство в качестве фактора, приобретающего первостепенное значение. В 1985 году он описал основные отличия между лидерством и руководством. Сейчас эти его утверждения звучат достаточно метафорично и вы, вероятно, не раз слышали их в том или ином контексте:
- Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
- Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
- Руководитель поддерживает, лидер развивается.
- Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
- Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
- Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
- Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
- Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
- Руководитель подражает, лидер создает.
- Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
- Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
- Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.
Одна из известных книг Уоррен Беннис по данной проблеме, Leaders (“Лидеры”) (1985), написанная совместно с Бертом Нанусом, основывалась на результатах изучения девятнадцати американских лидеров. Несмотря на их несхожесть, авторы книги выявили у них четыре основных качества:
- Управление вниманием - происходит из умения увидеть то, что готовы признать другие люди.
- Управление ассоциируемыми идеями - требует умения их успешного распространения.
- Управление доверием - является крайне важным, так как оно необходимо всем организациям и является основным элементом их надежности.
- Самоуправление - подразумевает знание собственных способностей и умелое их применение.
А вот что говорит о различиях между лидером и руководителем Манфред Кетс де Врис в своей книге «Мистика лидерства»:
- Лидеры заинтересованы в будущем, а менеджеры сконцентрированы на настоящем.
- Лидеры заинтересованы в преобразованиях, менеджеры же предпочитают стабильность.
- Лидеры строят долгосрочные планы, а менеджеры – краткосрочные.
- Лидеры заняты видением, а менеджеры (озабоченные правилами и распоряжениями) сосредоточены на инструкциях.
- Лидеры думают «зачем», а менеджеры «почему».
- Лидеры умеют делегировать власть, менеджеры же предпочитают контролировать.
- Лидеры знают, как упростить, а менеджерам нравится сложность.
- Лидеры используют свою интуицию, а менеджеры полагаются на логику.
- Лидеры обладают широким кругозором, включающим социальные проблемы, а менеджеры больше заняты корпоративными вопросами.
«Необходимы и лидерство, и менеджмент. Быть человеком идей хорошо, но не в ущерб реальности. Лидеры‑провидцы не ведут за собой, пока не предпримут шаги, необходимые для воплощения их идеи. Точно так же менеджеры не могут действовать, не зная направления. Таким образом, вместо того, чтобы рисовать менеджеров как злобных бюрократов, которые могут только перекладывать бумаги, мы должны поощрять всех лидеров развивать свои управленческие способности».
В своей книге «Рефрейминг организации: Компания как фабрика, семья, джунгли и храм» Л.Болман и К.Дилл пишут: «Руководство» и «Лидерство» - это не одно и тоже, но и то, и другое одинаково важно. Если организация чрезмерно управляема, но испытывает недостаток лидерства, она в итоге теряет всякий настрой и целеустремленность. Плохо управляемая организация с сильным, харизматичным лидером может взлететь на короткое время, но затем потерпеть крах. Некомпетентные действия могут нанести такой же ущерб и быть такими же неэтичными для руководителей и лидеров, как и для врачей. Близорукие руководители или слишком рьяные лидеры обычно вредят не только сами себе. Проблемы, с которыми сталкиваются современные организации, требуют непредвзятого взгляда руководителей, так же как и блестящих озарений со стороны мудрых лидеров. Нам нужно на руководящих должностях больше людей, которые могут отыскать простоту и порядок посреди организационной путаницы и хаоса. Мы нуждаемся в разносторонних и гибких лидерах, являющихся как художниками, так и аналитиками, которые могут переосмыслить опыт, открывая новые проблемы и возможности. Нужны руководители, любящие свою работу, свои организации и людей, на жизни которых они оказывают влияние. Нужны лидеры и руководители, оценивающие управление как моральное обязательство. Нам нужны лидеры, сочетающие трезвый реализм со страстной приверженностью более высоким целям и ценностям».
Однако, важно и другое. Современный мир становится все сложнее и требует значительной аккумуляции сил, опыта, знаний целых групп людей. Как отмечает Манфред Кетс де Врис: «Эффективное лидерство никогда не ограничивается действиями одного «героя»; скорее оно существует в контексте служащих и бизнеса, индустрии и более широкого социального окружения. Лидеры, понимающие тонкости этого контекста и ведущие своих последователей в соответствующем направлении, дают своим компаниям дополнительный стимул. И как показали широкие исследования, лидеры отличаются друг от друга. Даже на фондовом рынке обращают пристальное внимание на корпоративное руководство, так как курсы акций организаций зависят от эффективности данной группы лидеров».
Вопросы понимания сущности лидерства
Современные лидеры постоянно совершенствуются и имеют значительные преимущества, обладая теоретическим, практическим и эмоциональным багажом знаний и личного опыта, которые они получают, основываясь на следующем:
- на изучении персональных личностных характеристик, которые могут быть определены через использование технологий, выводов и рекомендаций, приводимых в различных типологиях личности,
- на обучении понимания мотиваций – своих и других людей. При существующей важности внутреннего мира и заложенного потенциала в каждом человеке, эмоциональный потенциал (интеллект) «играет главную роль в вопросе лидерства»…. «Люди с большей эмоциональной чувствительностью гораздо чаще становятся эффективными лидерами. К сожалению, этому нельзя научиться, прочитав самоучитель. С другой стороны, приобретение эмоциональной чувствительности – это процесс, основывающийся на опыте». (Манфред Кетс де Врис).
- На изучении и понимание контекста, среды в котором человек действует, масштабе ее воздействия на процесс формирования лидера. Именно среда предоставляет личностям культурное и историческое поле, на котором они могут действовать.
- На непрерывном процессе получения новых знаний. Настоящие лидеры никогда не упустят возможность узнать что‑то новое, поэтому они постоянно занимаются самообразованием, постоянно стремятся расширить установленные границы, будь то индивидуальные ограничения (скажем, собственная физическая форма либо, опять же, способность к обучению) или институциональные.
Лидеры извлекают пользу из тех событий и отношений, которые опустошают не‑лидеров. Даже под градом проблем и неприятностей лидеры не признают себя побежденными и не опускают рук. Они анализируют события, которые выбивают из колеи менее умелых и удачливых, и находят в них что‑то полезное для себя, вырабатывая собственный план действий.
Материалы этой лекции основаны на следующих источниках:
- Кетс де Врис, Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. – М., Альпина Паблишерз. – 2011. - https://www.litres.ru/manfred-de-vris-198024/mistika-liderstva-razvitie-emocionalnogo-intellekta/
- Ли Болмэн, Терренс Дил. Рефрейминг организации: Компания как фабрика, семья, джунгли и храм. – М., Альпина Диджитал, 2012 г. - https://www.litres.ru/li-bolmen/refreyming-organizacii-kompaniya-kak-fabrika-semya-dzhungli-i-hram/
- Томас Роберт Дж., Беннис Уоррен Дж. Кто становится лидером в бизнесе. Вундеркинды и ветераны, Accenture LLP, 2020 /перевод на русский язык изд-во «Олимп-Бизнес», 2020. - http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=45168245
- Статья Лидер и руководитель: в чем разница? - https://clck.ru/R5gQj