Лекция 3. «Интернет портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» и Единый портал государственных услуг: сравнительная характеристика»

Лекция: «Портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» и Единый портал государственных услуг: сравнительная характеристика»

Охват населения. Возможности и отличительные характеристики

Жителям Санкт-Петербурга доступно два основных ресурса для оформления государственных услуг – Единый портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru (федеральный) и Портал «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге» gu.spb.ru (региональный).

Единый портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru доступен для всех жителей нашей страны и дает возможность получить услуги федеральных органов власти. На нем, к примеру, можно подать документы на оформление российского или заграничного паспорта, так как эта услуга является федеральной.

Кроме того, на нем доступны сведения о региональных услугах, предоставляемых органами власти субъектов Российской Федерации. Для просмотра списка региональных услуг конкретного населенного пункта необходимо указать текущее местоположение, информация обновится автоматически. Для электронных региональных услуг указана ссылка на форму заполнения на региональном портале.

Больше половины субъектов Российской Федерации имеют собственные региональные порталы государственных услуг, разработанные в соответствии с общими федеральными требованиями. Однако для ряда регионов Единый портал является единственным механизмом электронного взаимодействия населения с исполнительными органами государственной власти.

Самыми популярными услугами и сервисами Единого портала государственных и муниципальных услуг являются:

  • Оформление паспорта гражданина РФ с возможностью оплаты пошлины онлайн.
  • Оформление загранпаспорт с возможностью оплаты пошлины онлайн.
  • Уплата налогов.
  • Проверка и оплата автомобильных штрафов.

Регистрация

Регистрация как на Едином портале государственных услуг, так и на Портале госуслуг Санкт-Петербурга осуществляется при помощи единой учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации – индивидуального логина и пароля, привязанного к номеру мобильного телефона или к страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Мобильное приложение

Для обоих порталов доступны мобильные приложения на платформах Android и iOS.

Мобильное приложение «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» разрабатывается и обновляется совместно с Порталом госуслуг Санкт-Петербурга gu.spb.ru. Идея создания приложения заключается в предоставлении петербуржцам разнообразных инструментов для взаимодействия с государством при помощи стационарных или переносных электронных устройств в любое время и в любом месте с использованием сети Интернет.

Авторизация в мобильном приложении «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» осуществляется с помощью логина и пароля в ЕСИА (аналогичных тем, что вводятся для авторизации на Портале), дополнительная учетная запись для мобильного приложения не требуется.

В текущей версии мобильного приложения имеются персонализированные разделы:

  1. «Личные данные», где хранится основная пользовательская информация.
  2. «Заявления», с перечнем всех заявлений, поданных в мобильном приложении, на Портале gu.spb.ru, или через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
  3. «Транспорт», куда вносится информация об автомобиле для того, чтобы впоследствии эти данные подставлялись при поиске и оплате штрафов ГИБДД.
  4. «Платежи», где хранится вся информация по проведенным платежам (например, оплата услуг ЖКХ).
  5. «Штрафы», где отображается вся информация по штрафам ГИБДД.
  6. «Уведомления», где можно настроить получение электронных уведомлений об изменении статуса поданного заявления, а также о начислении штрафов ГИБДД путем SMS-информирования или по электронной почте.

Раздел «Услуги» разделен на категории:

  1. Ход оказания услуги можно отслеживать в разделе «Проверить статус заявки», где отображаются статусы заявлений, поданных как через приложение и Портал gu.spb.ru, так и через Многофункциональный центр (МФЦ).
  2. Категория «Здоровье» содержит услуги по записи к врачу и поиску льготных лекарств.
  3. К категории «Образование» отнесена услуга по проверке номера очереди в детском саду.
  4. В категории «Персональные данные» можно узнать свой ИНН и проверить готовность паспорта.
  5. В категории «Платежи» можно найти и оплатить налоги физических лиц, штрафы ГИБДД, а также осуществить поиск начислений в системе Федерального казначейства ГИС ГМП.
  6. Раздел «Полезная информация» содержит список региональных и федеральных ведомств, «горячие линии» - телефоны самых востребованных служб, график отключения горячей воды, информацию о бесплатных зонах wi-fi в городе, график разводки мостов.

Для тех, кто обращается за получением госуслуг в Многофункциональные центры (МФЦ) создан специальный раздел «МФЦ Санкт‑Петербурга», в котором содержится полный перечень МФЦ с адресами, режимами работы и контактными данными. Кроме того, можно посмотреть расположение МФЦ на интерактивной карте города и степень его загруженности в режиме реального времени.

Мобильное приложение «Госуслуги»

Мобильное приложение «Госуслуги» предоставляет возможность гражданам России пользоваться государственными услугами в любое время и в любом месте с помощью своих портативных устройств, заменяя Единый портал государственных услуг и функций (далее – ЕПГУ). Приложение доступно на платформах Android и IOS.

В первый раз вход в приложение осуществляется с использованием логина и пароля от учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА), далее предлагается ввести четырехзначный ПИН-код, с помощью которого осуществляются последующие входы в приложение или с помощью отпечатка пальца (в зависимости от возможностей используемых технических средств).

Местоположение определяется автоматически, в случае необходимости подать заявление или просмотреть госуслуги другого региона на главной странице приложения следует нажать во вкладке «Услуги» на «Регион» и в открывшемся окне выбрать значение «Выбрать вручную» и ввести необходимые данные.

На главной странице приложения представлены разделы:

  • «Оплата по квитанции» – оплата начисления или задолженности по номеру квитанции (УИН) или с помощью сканирования штрих-кода или QR-кода;
  • «Автоштрафы» – здесь будут отражаться оплаченные и нет штрафы в категориях «К оплате» или «Платежи» соответственно, а также возможна их оплата. Для использования данного раздела необходимо заполнить информацию о транспортном средстве в «Личном кабинете»;
  • «Налоговая задолженность» и «Судебная задолженность» - как и в разделе «Автоштрафы» представлена информация о наличии задолженности, также возможна её оплата.

В приложении «Госуслуги» налоговые или судебные задолженности, штрафы оплачиваются со скидкой 50%, а госпошлины на оформление водительских прав, паспорта РФ, загранпаспорта, автомобиля и т.п. со скидкой 30%;

  • «Уведомления» – отражаются последние уведомления, полученные в рамках предоставления государственных услуг, оплаты, а также переписки с ведомствами;
  • «Услуги» – представлены наиболее популярные услуги в выбранном регионе;
  • «Частые вопросы» – раздел направлен для информационной поддержки пользователю.

В меню при нажатии на Ф.И.О. открывается «Личный кабинет», в котором указываются персональные данные пользователя с возможностью редактирования. В личном кабинете производятся настройки уведомлений и разрежений для приложения.

Следующий пункт меню – это «Каталог услуг», где представлен полный перечень возможных государственных услуг для указанного региона. При нажатии на кнопку «Все услуги» открывается окно, где государственные услуги разделены на «Категории», «Ситуации», «Ведомства», что облегчает поиск. С помощью данного раздела можно подать заявление на получение российского или заграничного паспорта, заказать справку об отсутствии судимости, а также подать заявление на регистрацию транспортного средства.

Раздел «Задолженности» сообщает о наличии всех задолженностей по категориям.