Создание работы по картине Юлия Клевера «Зимняя лунная ночь».

Размер работы – 20х30.

Фото картины Юлия Клевера «Зимняя лунная ночь» учащиеся получают заранее по сети интернет для ознакомления.

Инструменты и материалы: краски масляные – белила титановые, зелёная «ФЦ», индиго, голубая «ФЦ», марс коричневый темный, краплак розовый прочный, кадмий лимонный, мастихин с прямым краем и «рыбка», кисти – щетина 2,5 мм 2 шт., кисти -  синтетика № 1 и № 4, разбавитель.

Работа ведется по фото из интернет-ресурса и по готовой картине преподавателя Гордяк Н.И. 

Преподаватель пишет работу вместе с учащимися.

В ходе работы, обучающиеся знакомятся с понятиями работы в тоне, необходимости контрастов, градиента. Кроме того по материалам - работа на масле, на разбавителе          ( применяется  Tikkurila слабопахнущий), на лаке, что такое – «двойник», «тройник»., как их самим составить в зависимости от своих задач.

Картина пишется за один урок.

Работа ведётся кистями - щетиной строительной 2,5 см, 2 шт., синтетика №1, № 6, мастихин с прямым краем среднего размера.

Урок начинаем с организации рабочего места – это подробно описано в ТЕМЕ 1.

Особенность этой работы в том, что она может писаться на заранее затонированной в чёрно-синий цвет поверхности.

  1. Начинаем работу с создания имприматуры (тонирования поверхности) - смешиваем на палитре мастихином краски голубую «фц», краплак розовый, добиваемся оттенка ближе к синему, строительной кистью 2,5 см очень тонким слоем «в протирку» наносим краску, оставляя незакрашенным участок неба, где будет луна с ореолом. 
  2. Затем делаем смесь белил титановых с краплаком розовым и прорабатываем этот незакрашенный участок вдоль темной краски, добиваясь плавного перехода в немного лиловый, чистой кистью укладываем еще ближе к центру белила тонким слоем по окружности. Затем белилами с очень малым количеством лимонной желтой закрашиваем очень тонким слоем центр. После этого чистой строительной кистью, ставя её на ребро перпендикулярно к поверхности работы, начинаем делать на границе белого и желтого максимально незаметный переход. Причём желтым окрасившаяся сторона кисти не должна попасть в часть растушёвки с белой краской, новой чистой кистью делаем плавную растушёвку таким же образом, следуя по окружности, сиреневого и белого, соединяя плавно жёлтую часть окружности и лиловую. Плавной растушёвкой надо добиться градиента без полос, тогда получится ореол сияния. 
  3. Последнее – кончиком пальца берем немного белил и втираем в центр сияния, создавая диск луны. Границы диска и сияния немного разбиваем кисточкой, чтобы избежать четкости края.
  4. Переходим к созданию зимнего пейзажа. Рассматриваем, где на картине расположены деревья, и смесью голубой «фц», краплака и белил в темном тоне создаём деревья кистью №4, затем укладываем мастихином немного светлее смесь в теневых частях на ветвях, и более светлым и контрастным укладываем краску мастихином и кистью в освещённых частях деревьев.
  5. Определяем, где будут располагаться избушка (или две – по желанию, т.к. мы пишем не копию, а работу по мотивам картины). Набирая на край мастихина марс коричневый темный, вертикальным движением прижимая и протягивая мастихин, создаем теневую стену избушки. А набирая на край мастихина светлую смесь белил и голубой «фц» с добавкой краплака, так же создаем над получившейся тёмной стеной скат крыши. 
  6. Тонкой кистью оранжевой краской ставим в стене окно. От нарисованной на крыше трубы тонкой кистью поднимаем вверх струйку дыма. Прописываем забор и тонкий ствол сосны ближе к избушке. Во время работы следим за чистотой мастихина и кисточек. Учитывать надо, что краски в тубах могут быть разной консистенции, поэтому необходимо на палитре приводить их консистенцию в одинаковое состояние, но не разжижать, разбавителем «тройник». Не забывать, что нижние слои краски всегда должны быть гуще, суше верхних, иначе взятая густой верхняя краска не ляжет на поверхность работы.
  7. Работать надо малым количеством краски в данной работе, только мастихин положит более густую краску в изображении избушки.
  8. Укладываем мастихином сугробы вокруг избушки и изображаем темной краской ручей между сугробами. В теневых частях сугробов укладываем краску немного тёмного тона.

В ходе работы изучаются смеси красок. Прорабатываем градиент в написании ореола луны. Закрепляем знание, что свет - это не белый, а контрасты, что свечения можно добиться в изображениях ночи, используя работу на контрасте.

Для испытывающих трудности в работе мастихином практический совет – дома мастихин использовать для украшения бутербродов мягким сыром или маслом.