Создание работы мастихином и кистью по картине Леонида Афремова «После дождя».

Размер работы 20х30.

Фото картины Леонида Афремова все учащиеся получают заранее через сеть интернет для ознакомления.

В ходе работы учащиеся могут рассматривать фото картины художника и укладку краски мастихином и мазки кистью на примере готовой работы преподавателя Гордяк Н.И. Еще одну работу преподаватель пишет вместе с учащимися.

Инструменты и материалы:

  • мастихин №61 «рыбка» как основной инструмент,
  • кисти - щетина плоская строительная 2,5 см,
  • кисти синтетические №1, №6,
  • холст на картоне, холст на подрамнике, картон грунтованный;
  • масляные краски – белила титановые, кадмий лимонный, кадмий желтый светлый, кадмий красный светлый, краплак розовый прочный, голубая «ФЦ», марс коричневый темный. 

На занятии обучающиеся могут получить навык изготовления простой подставки из картона для работы. 

В ходе занятия обучающиеся получают теоретические сведения по композиционному решению данной работы - понятие смыслового центра, точек внимания, плановости; по рисунку - в ходе создания приблизительных линий и объектов, по видам перспективы, по некоторым вопросам цветоведения. Преподаватель показывает приёмы нанесения краски кистью, мастихином.

Картина пишется за один урок. Главный инструмент ведения работы – мастихин.

Приспособления для хранения, переноски инструментов и работ, как мыть кисти.

Ход работы:

  1. Рассматриваем фото картины Л.Афремова и выявляем смысловой центр;
  2. Выясняем, с помощью каких методов - цветовых, перспективных - художником достигается гармоничность восприятия. В ходе этого обсуждения разбираем, почему помещение в пейзаж очень маленькой и неяркой человеческой фигуры делает эту фигуру смысловым центром работы.
  3.  Подготавливаем рабочее место – устанавливаем мольберт у стола или подставку на столе, закрепляем фото картины в удобном положении относительно установленной и закреплённой на мольберте или подставке рабочей поверхности. Располагаем в стороне от себя на столе подставку с кистями и мастихином, справа или слева в стороне -  палитру (необходимость близко рассматривать свою работу требует положения палитры именно такого). Рядом с палитрой ставим масленку и кладём салфетки. Обязательно немного в стороне рядом ставим ёмкость для грязных салфеток.
  4. После этого выдавливаем на палитру краски по порядку и в количестве, необходимом для одного занятия. Перечень красок обусловлен цветовой гаммой будущей картины.  Краски: белила титановые, кадмий лимонный, кадмий желтый светлый, кадмий красный светлый, краплак розовый прочный, зелёная «ФЦ», голубая «ФЦ», марс коричневый тёмный.  Кисти: щетина плоская строительная 2,5 см, щетина плоская для художественных работ № 6, синтетика плоская для художественных работ № 6, круглая тонкая синтетическая кисть «лайнер» (или линер) № 1, мастихины «рыбка» и с прямым краем (можно воспользоваться  небольшим одним мастихином).
  5. Обучающиеся прямо на палитре с помощью мастихина смешивают краски, получая из основных цветов дополнительные цвета, уясняют, почему цвета одни называются основными, а другие дополнительными, что такое «оттенки», что такое «градиент».
  6. Выясняем, какие краски будут акцентными в работе.
  7. Разбираем понятие «линейная перспектива» и «воздушная перспектива».
  8. Тонкой кисточкой разжиженной краской (в данном случае очень сильно разжиженной голубой «фц») размечаем по краям рабочую поверхность по «правилу третей» - то есть делим всю рабочую поверхность на девять прямоугольников и создаем приблизительное расположение дорожки, групп деревьев.
  9. Строительной плоской кисточкой с небольшим количеством белил и голубой «ФЦ» создаем пятно неба. Набираем на эту же кисть немного светлой смеси из белил, голубой «ФЦ» и создаем направление дорожки и дальние деревья.
  10. Переходим к работе мастихином. Набираем на мастихин немного белил и очень-очень мало голубой «ФЦ», создаём ощущение облачности. В теневых частях облаков можно в смесь добавлять немного краплака розового для получения розовато-сиреневого оттенка, но в очень малой степени. Понемногу берем на мастихин смесь голубой и желтой красок и создаём в разной степени яркий зелёный цвет на палитре, не домешивая оттенки зелёного, мазками придавливаем с небольшой протяжкой мастихина краску в разных направлениях к рабочей поверхности, формируя ощущение растущих вдоль дорожки деревьев и кустов. Обязательное условие работы: перед тем, как взять очередное небольшое количество краски, мастихин обязательно вытираем салфеткой, чтобы избежать грязи и ненужных смешиваний. Задача: сформировать таким образом на рабочей поверхности впечатление больших масс крон деревьев разнообразной зелёной листвы без детализации, но с соблюдением направления света.
  11. Работаем мастихином. Делаем на палитре смеси красок крон деревьев с осенней листвой. Так же при укладке краски небольшие количества наносим мастихином движением придавливания и небольшой протяжки. Создаём кроны деревьев с яркой осенней листвой, укладывая краплак розовый с добавкой голубой «ФЦ» в теневой части кроны и светлый оранжевый (от смеси кадмия красного и кадмия желтого) там, где свет падает на крону дерева. Создаём большую массу осенних листьев без детализации.
  12. Смешиваем белила, краплак розовый, голубую «фц» краски и добиваемся очень светлого тона с лилово-фиолетовым оттенком. Набирая на край мастихина небольшое количество этой смеси, горизонтальными движениями (что очень важно!) укладываем краску по поверхности дорожки, вдали используем более светлую смесь, а при приближении - более тёмную. Добавляем на дорожку голубую и белую краски, формируя мастихином ощущения бликов и отражения неба на мокрой дорожке. 
  13. Определяем расположение стволов деревьев, их толщину и направление ветвей. Достаточно разжиженными красками марс коричневый тёмный кистью №6 плоская синтетика снизу-вверх вертикально строим стволы деревьев. Кисть держим легко, практически вертикально под небольшим углом к поверхности щетиной вниз и поднимаем, немного поворачивая вокруг оси, чтобы уменьшить толщину ствола в верхней части дерева. После этого более тонкой кистью или этой же, но ребром, пишем ветви, учитывая, что они в некоторых местах перекрыты листвой. 
  14. Наносим более светлую краску на стволы и ветви со стороны падающего света.
  15. Мастихином укладываем горизонтально оттенки осенней листвы на дорожку 
  16. Пишем фигурку девушки в дальнем конце дорожки, стараемся сделать её недетализированной, но хорошо различимой.

Работу можно считать выполненной, если в ней решены поставленные задачи:

  • соблюдение перспективы;
  • правильная передача контрастов;
  • правильная передача цветов и оттенков;
  • правильное установление смыслового центра.

По окончании работы рабочее место убирается, кисти вытирают, заворачивают в салфетку и убирают в пакет для вымывания в домашних условиях по рекомендации преподавателя. 

В ходе работы получены сведения о законах перспективы, об основных и дополнительных цветах, как составляются смеси красок, умение пользоваться кистями и мастихинами.