Вводная лекция: "Гуашь: историческая справка. Гуашь сегодня. Виды гуаши".

Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель.

Термин «Гуашь» возник во Франции в 18 веке. Но изобретение гуаши как краски произошло довольно давно. Известность краска, схожая по составу с современной гуашью, заслужила и на западе и на востоке еще со времен древнего Египта и античности. 

В сокровищницу мирового культурного наследия вошли старинные арабески и персидские миниатюры, искусство периода Империи великих моголов в Индии и многое другое.

В период Средневековья применялась для написания книжных миниатюр в сочетание с акварельными красками.
В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. 

В России техника работы гуашью достигла высокого развития в конце XIX – начале ХХ века в творчестве В.А. Серова, А.Я. Головина, С.В. Иванова, Б.М. Кустодиева, Марка Шагала и других художников, которые применяли гуашевые краски при работе над большими станковыми произведениями, используя особенности красок (плотность и матовость тонов) для достижения декоративных эффектов. С большим мастерством использовал живописные возможности гуаши в своих картинах В.А. Серов. Художники объединения "Мир искусства" писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества. Гуашь не меняет свои свойства при воздействии солнечного света, поэтому полотна, созданные гуашью способны сохраняться долго.

На западе к технике гуаши обращались великие художники, такие как П. Пикассо («Мальчик с собакой»), А. Матисс и другие. 

Гуашь сегодня

Долгий период времени гуашь была краской оформителей и учеников. Сейчас гуашевые краски нашли широкое применение в творческой жизни художников-профессионалов, а также используются в процессе обучения детей и всех желающих азам живописи. Запах гуашевых красок способен пробудить творческое начало в юных художниках, а мастера кисти включают свое воображение и начинают создавать прекрасные картины, которые рождают у зрителей различные эмоциональные состояния души.

Примечание: Я создаю свои картины гуашью с детства и по сей день, не уставая от нее, открывая в этой краске волшебные нюансы и радуясь простоте использования.

К минусам гуаши можно причислить "разбеленность" тона при высыхании, что художник должен учитывать в процессе рисования. Склонность к образованию трещин красочного слоя при пастозной манере письма, в этом случае нужно добавлять клей в краску.

Плюсами гуашевых красок являются: плотный красочный слой, можно перекрывать более темные тона, светлыми, матовость, бархатистость, быстро сохнущая способность краски и возможность разбавить засохшую краску водой, простота в использование, доступность материала и экономичность расхода. Писать гуашью можно в различных техниках: лессировками, акварельно, мазками. Гуашью можно писать на бумаге, картоне, грунтованном холсте, дереве и даже шелке.

Виды гуаши:

  • Художественная.

Данный тип краски еще называют профессиональной. Она максимально ориентирована на создание больших, красивых картин, отличается матовой бархатистостью, высокой кроющей способностью. Мазок материала в один слой будет ярким, насыщенным, легко перекроет акварель. Для создания некоторых марок художественной краски используют дорогостоящий гуммиарабик.

  • Плакатная.

Такой краской рисуют плакаты, театральные декорации, поэтому она включает яркие пигменты и клей для стойкости и быстрой сушки. Кроме того, вместо белил тут присутствует каолин, что делает рисунки неподверженными скорому выгоранию. 

Гуашь можно назвать универсальной по своей выразительности краской. Работы, выполненные гуашью, могут быть нежными и прозрачными как акварель. А могут создавать впечатление картин, выполненных маслом.