Лекция 6. Ситуационное лидерство и системное мышление. Самообучающиеся организации.

Лекция 6. Ситуационное лидерство и системное мышление. Самообучающиеся организации.

Зная принципы формирования моделей лидерства (см. Лекции 4 и 5) и подходов руководитель-лидер в каждой конкретной ситуации для конкретной организации и в определенный момент времени может подобрать ту модель, которая может стать наиболее полезной и нужной. Лидеры, понимающие и умеющие использовать все описанные выше подходы намного эффективнее, чем те, кто придерживается только одного подхода.

Руководителям-лидерам нужен полезный инструмент, помогающий определять, что может быть наиболее полезно и эффективно в данной ситуации при существующей реальности Целый ряд исследований показывает, что эффективные лидеры и эффективные организации опираются на множественные подходы для выработки целостной картины сложных систем.

Знание особенностей, представленных в данной лекции моделей позволяет применять их на практике благодаря «их способности подстегивать воображение, стимулировать озарения и генерировать возможности. Но каждый из подходов имеет наряду с сильными сторонами ограничения и может быть применен и правильно, и неудачно».

Ситуация  должна быть изучена и тщательно проанализирована с разных точек зрения. «Эффективный лидер меняет линзы, когда вещи не поддаются пониманию или перестают работать. Рефрейминг (ре-моделирование) предлагает новые варианты выбора, но не может гарантировать, что каждая стратегия будет успешной. Каждая линза дает определенные преимущества, но имеет свои мертвые зоны и недостатки. Рефрейминг - это возможность выйти за рамки узких и чрезмерно упрощенных взглядов на лидерство. Каждый из подходов дает «свой» образ лидерства».

Таким образом, лидерство – это тонкий процесс обоюдного влияния, сплавляющий воедино мысль, чувство и действие. «Лидерство генерирует сотрудничество при служении целям, разделяемым как лидером, так и ведомыми. Те, кто придерживаются только одной определенной точки зрения и не готовы ее менять вряд ли понимают и принимают всю сложность процессов».

При изучении феномена лидерства важно не упустить из виду его относительную и контекстуальную природу и его отличие от власти и должности. Неадекватные представления о лидерстве часто вводят руководителей в заблуждение.

Многоподходный, многосторонний взгляд дает более полную карту сложного и многообразного «рельефа местности». В идеале руководители должны объединять подходы для всестороннего анализа и принятия прогрессивных решений. «Мудрые лидеры понимают собственные сильные стороны, работают над их развитием и создают команды, которые могут предложить организации лидерство во всех четырех [фреймах] подходах».

Каждый из подходов высвечивает значимые возможности для лидерства, однако все они в отдельности неполны. Многофреймовое, многоподходное  мышление требует напряжения всех сил и часто интуитивно. «Чтобы видеть одну и ту же организацию одновременно со всех сторон (подходов)  нужна широта взглядов».

«Подобно серфингистам лидеры мчатся на волнах перемен. Если они выдвинутся слишком далеко вперед, то будут раздавлены. Если отстанут, станут ненужными. Успех требует артистизма, мастерства и способности видеть организации как органические формы, в которых потребности, роли, власть и символы должны интегрироваться, чтобы указывать направление и формировать поведение».

Умение осуществлять и применять на практике все разнообразие подходов в зависимости от ситуации, среды, иных факторов — жизненно важно для современных лидеров. Способность видеть новые варианты и создавать новые возможности позволяет лидерам открывать альтернативы и выигрывать даже тогда, когда выбор кажется жестко ограниченным.

Питер Сенге в своей книге «Пятая дисциплина» называет системное мышление «пятой дисциплиной». Это объясняется тем,  что «… оно является краеугольным камнем на который опираются все пять умений и обучающих дисциплин, рассматриваемых в этой книге. Цель — изменить ум, научить его видеть не части, а целое. Мы способны измениться и стать не беспомощными статистами, механически реагирующими на события, а активными участниками этого мира, формирующими реальность и будущее. Системное мышление дает нам стимулы и средства для интеграции наших умений и способностей учиться. Системное мышление является краеугольным камнем обучающейся организации, на котором зиждется ее взаимодействие с миром».

И еще несколько цитат Питера Сенге о том, как важно каждому из нас продолжать процесс обучения. Поскольку именно каждая отдельная личность является творцом большого целого. И задачей современного лидера является развитие и поддержание этого процесса для решения многих вопросов и задач организационного роста и развития.

«Организации способны чему-либо научиться, только пока чему-то учатся отдельные люди. Последнее не гарантирует, что мы получим обучающуюся организацию. Но без обучающихся людей точно ничего не получится. Очень невелико число руководителей, признающих необходимость такого переосмысления организационной философии, которое бы благоприятствовало обучению отдельных людей».

 «В обучающихся организациях новое представление о лидерстве фокусируется на более тонких и важных задачах. Там лидеры являются конструкторами, служителями и учителями. На них лежит ответственность за строительство организации, работники которой постоянно наращивают свою способность понимать сложные явления, уточняют детали в картине желаемого будущего и совершенствуют общие для всех интеллектуальные модели».

«В обучающихся организациях новое представление о лидерстве фокусируется на более тонких и важных задачах. Там лидеры являются конструкторами, служителями и учителями. На них лежит ответственность за строительство организации, работники которой постоянно наращивают свою способность понимать сложные явления, уточняют детали в картине желаемого будущего и совершенствуют общие для всех интеллектуальные модели».

Материалы этой лекции основаны на следующих источниках:

  1. Ли  Болмэн, Терренс Дил. Рефрейминг организации: Компания как фабрика, семья, джунгли и храм. – М.,   Альпина Диджитал, 2012 г. - https://www.litres.ru/li-bolmen/refreyming-organizacii-kompaniya-kak-fabrika-semya-dzhungli-i-hram/
  2. Питер Сенге, Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. – М., Манн, Иванов и Фербер, 2018 г. - https://www.litres.ru/piter-senge/pyataya-disciplina/