Лекция № 1. Определение понятия «лидер». Исторические предпосылки, теории лидерства. Современные взгляды на лидерство.

Лекция 1

Определение понятия «лидер». Исторические предпосылки, теории лидерства.  Современные взгляды на лидерство.

Цитата из книги Манфреда Кетс де Вриса «Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта» позволит начать наш курс о лидерстве с информации об этимологии (происхождении) этого термина: «Этимология англо‑саксонского корня в словах «lead», «leader» и «leadership» восходит к «laed», что значит «путь» или «дорога». Глагол «laeden» означает «путешествовать». Таким образом, лидер – это тот, кто, идя впереди, показывает своим спутникам дорогу. Метафора лидера‑кормчего актуальна и по сей день, хотя существуют различные мнения относительно роли лидеров. То, что мы могли бы назвать «школой кормчего», можно разделить на две подгруппы: тех, кто считает лидеров игроками в шахматы на поле жизни, и тех, кто смотрит на лидера как на человека, обращающегося к коллективному воображению людей, приглашая их присоединиться к путешествию. Хотя лидеры первого типа могут заставить людей действовать, но именно лидеры второго типа способны увлечь работников и побудить их к полной самоотдаче».

Экскурс в историю

Теория и практика лидерства также как теория управления имеет длительную историю. Так еще Сократ (ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) одним из первых высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочным распространенное тогда мнение о том, что величайшее из знаний – искусство управления государством – дается человеку само собой. Другой известный ученый и философ древности Платон (427 г. – 348 г. до н. э.)  высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда.

Интерес к вопросам эффективного управления вновь возрос в период промышленной революции в начале 19 века. Именно тогда стали появляться первые научные труды, на основании которых и стала развиваться наука об управлении.

Считается, что первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки является публикация в 1911 году книги «Принципы научного менеджмента» Фредерика Тейлора (Frederick Winslow Taylor – «The Principles of Scientific Management»).

До начала50-х годов XX века бюрократический и технократические подходы в управлении являлись ключевыми.  И только в 50-х годах внимание ученых стало во все большей фокусироваться не только на экономической составляющей, но и человеческом факторе. Бюрократические школы стали уступать влияние школам человеческих отношений, а далее и школе поведенческих наук, моделям открытых систем и моделей конкурирующих ценностей.

Примечание. Рекомендую вам самостоятельно ознакомиться с дополнительными материалами по курсу, в частности с таблицей под названием «Управленческие революции и школы менеджмента», чтобы иметь представление о том, как развивалась наука об управлении.

Сложность современной картины мира потребовало и значительных изменений в подходах к управлению: следует рассматривать в комплексе научный, бюрократический, человеческий и открытый подходы в управлении.

Выпущены сотни книг и пособий об основах лидерского поведения, о том, какие рычаги и инструменты может и должен уметь применять лидер для того, чтобы мотивировать людей, команду достигать поставленных целей. Некоторые авторы предлагают использовать определённые шаблоны и тактики, которые, по их словам, могут позволить каждому стать лидером. Однако не все так просто и предлагаемые шаблоны могут быть эффективны для одних и совершенно бесполезны для других.

Современные теории и взгляды на лидерство

Современные теории лидерства все в большей степени фокусируются не наборе шаблонов и умений, а на сочетании и взаимном влиянии различного рода знаний, навыков (как врожденных, так и приобретенных), их развитии и совершенствовании и которые включают в себя (но не ограничиваются) следующими:

  • Познание самого себя,
  • Степень зрелости эмоционального интеллекта,
  • Знания людей и психологии человеческих отношений,
  • Умения выстраивать коммуникации с разными группами людей и персоналиями,
  • Умения видеть в системе коммуникаций в команде не только явные, но и невысказанные скрытие мотивы и суждения,
  • Умение развиваться и самосовершенствоваться, а также побуждать к развитию своих коллег, свое окружение,
  • И многое другое.

Современные представления об эффективном и успешном управлении лежат не только в плоскости экономических наук и профессиональных знаний в той или иной области, но и в области психологии человеческого взаимодействия, психологии команды, понимания природы социального взаимодействия и мотивации.  

Подобно тому как невозможно перечислить единый набор черт успешного лидера, невозможно и построить универсальную «траекторию жизненного пути» лидера, которая одинаково «работала» бы для всех стран и эпох.

Как уже отмечалось, учеными и практиками теории управления не раз поднимались попытки ответить на вопрос о происхождении лидерства используя модели, основанные на том, что лидерство – это врожденное качество или на модели, которая утверждала, что лидерству можно научиться.  На самом деле такие ограниченные формулировки никак не могут описать лидерство как феномен.  Лидерство всегда проявляется при встрече человека с ситуацией, в определённую историческую эпоху и в определенном окружении.

Что предлагает данный курс?

Далее в нашем небольшом курсе мы сможем изучить базовые принципы и основы понимания своего лидерского потенциала, а также остановимся на теории фреймов-моделей лидерства, которые позволят понять важность системного подхода в вопросах развития лидерского потенциала личности.

разу следует сказать, что изучение и развитие лидерских качеств – это процесс длиною во всю жизнь. Процесс работы над собой, изучения смежных дисциплин, в том числе психологии, управленческих наук, менеджмента.

Важными аспектами развития лидерских качеств является понимание и развитие эмоционального интеллекта, социального взаимодействия, теории конфликтов и многое-многое другое. К сожалению, эти очень обширные тему не будут рассмотрены в нашем коротком курсе.

Наш курс – это первый, и я надеюсь, не последний шаг на пути развития каждого из нас.

Ведь, в конечном итоге лидерство это ведь не о вождизме и управлении массами, лидерство – это о самосовершенствовании, о понимании мира, о постановке целей и, самое главное – об их достижении в слаженной командной работе. 

Материалы этой лекции основаны на следующих источниках:

  1. Кетс де Врис, Манфред.  Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. – М., Альпина Паблишерз. – 2011. - https://www.litres.ru/manfred-de-vris-198024/mistika-liderstva-razvitie-emocionalnogo-intellekta/
  2. Ли  Болмэн, Терренс Дил. Рефрейминг организации: Компания как фабрика, семья, джунгли и храм. – М.,   Альпина Диджитал, 2012 г. - https://www.litres.ru/li-bolmen/refreyming-organizacii-kompaniya-kak-fabrika-semya-dzhungli-i-hram/
  3. Томас Роберт Дж., Беннис Уоррен Дж. Кто становится лидером в бизнесе. Вундеркинды и ветераны, Accenture LLP, 2020 /перевод на русский язык изд-во «Олимп-Бизнес», 2020. - http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=45168245
  4. Статья Лидер и руководитель: в чем разница? - https://clck.ru/R5gQj