Лекция 2. Способы получения государственной услуги

Наименование лекции: «Способы получения государственной услуги»

Общие положения

Обратите внимание, что оформить региональную или муниципальную услугу в Санкт-Петербурге можно при условии наличия прописки или временной регистрации на территории города. Обычно при подаче заявления требуются подтверждающие этот факт документы.

При этом в Ленинградской области функционируют свои исполнительные органы государственной власти и центры госуслуг «Мои документы», а также имеется собственный Портал государственных и муниципальных услуг Ленинградской области, где приведен полный список предоставляемых услуг.

При этом такие крупные микрорайоны, как Мурино и Кудрово, относятся именно к Ленинградкой области, соответственно их жители имеют право на получение государственных услуга в рамках компетенции исполнительных органов государственной власти Всеволожского района.

Что касается федеральных услуг, то их можно оформить по месту пребывания, однако в таких случаях срок оказания услуги может быть увеличен в связи с необходимостью обращения в органы власти по месту прописки заявителя.

Например, при подаче заявления на смену паспорта по месту прописки срок предоставления услуги составляет 10 календарных дней, а в случае оформления услуги не по месту жительства – до 30 календарных дней.

Получить государственные услуги на территории Санкт-Петербурга можно несколькими способами:

  • Лично обратиться в ответственный орган государственной власти (или другую уполномоченную государством организацию) с заявлением и пакетом необходимых документов.
  • Обратиться в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в Санкт-Петербурге (МФЦ, «Мои документы»), которые работают по принципу «одного окна».
  • Подать электронное заявление и получить государственную услугу через Портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» или Единый портал государственных услуг Санкт-Петербурга.

Обратите внимание, что не для всех услуг доступен каждый из указанных способов ее получения. Способ получения всех услуг, оказываемых в Санкт-Петербурге, можно проверить на Портале госуслуг Санкт-Петербурга.

Далее рассмотрим особенности каждого из возможных способов.

Традиционный способ

Традиционный способ предоставления услуг – привычный всем порядок обслуживания населения органами власти. Для получения услуги заявителю необходимо лично посетить то государственное учреждение, которое предоставляет услугу, взяв с собой паспорт и другие необходимые документы. Подать заявление традиционным способом можно в специальные дни и часы приема, установленные конкретным государственным учреждением.

Центры государственных услуг «Мои документы» (МФЦ)

Многофункциональные центры предоставления государственных услуг, или МФЦ, – это организация, созданная для оказания населению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в максимально комфортных условиях.

Принцип «одного окна» – это прием, регистрация и выдача необходимых документов в одном месте. В результате для получения услуги заявителю нужно посетить МФЦ дважды. В первый раз он подает документы, а во второй – получает результат услуги. Взаимодействие МФЦ с органами власти осуществляется без участия заявителя. По своей сути, МФЦ – это посредник между гражданами и органами власти.

МФЦ принимают документы и заявления на оказание как региональных и муниципальных, так и федеральных услуг. Отличительная особенность работы центров «Мои документы» - возможность подать заявления в рамках так называемых «жизненных ситуаций», то есть сразу на получение нескольких услуг в рамках одной категории.

Например, одна из самых популярных жизненных ситуаций – это «Рождение ребенка». В рамках этой категории за одно посещение МФЦ можно подать заявления на оформление первых услуг для малыша: регистрацию в квартире, получение СНИЛС и полиса ОМС, встать на очередь в детский сад. Также можно единовременно оформить все выплаты на ребенка.

Еще один пример комплексного подхода – после смены имени или фамилии можно подать документы на смену СНИЛС, загранпаспорта, водительских прав.

Кроме того, во избежание роста очередей в центрах «Мои документы» реализована возможность предварительной записи на получение любой предоставляемой МФЦ услуги в удобные заявителю дату и время.

Электронный способ

Заявление на предоставление услуги в электронной форме подается онлайн с помощью компьютера, планшета или мобильного телефона. Все необходимые документы прикрепляются в виде скана или фотографии. Подать заявление можно в любое время дня и ночи даже в праздники или выходные дни. При этом не придется выходить из дома – достаточно отправить заявление через Портал, а дальше просто следить за ходом получения услуги. Прежде чем подать заявление, пользователь может ознакомиться со всей нужной информацией о предоставлении услуги и ответственных организациях онлайн. Электронный способ сокращает число визитов в государственные учреждения, экономит время и позволяет не стоять в долгих очередях, кроме того, воспользоваться им может каждый, у кого есть доступ в Интернет.

Также электронные услуги можно получить с помощью мобильных приложений (например, мобильное приложение «Госуслуги Санкт-Петербурга» для iOS и Android) и инфоматов (например, в МФЦ или поликлиниках).

Преимущества получения электронных государственных услуг:

  • Сокращение количества посещений государственных органов;
  • Уменьшение финансовых и временных издержек (направить заявление для получения государственной услуги можно из любого места и в удобное время через Интернет);
  • Сокращение количества представляемых в орган власти документов;
  • Возможность контролировать ход оказания электронных услуг;
  • Сокращение сроков получения государственных услуг;
  • Круглосуточный доступ к информации об услугах (места получения, стоимость, сроки и порядок оказания);
  • Снижение коррупционных рисков.

В зависимости от вида услуги и цели обращения способ предоставления конечного результата заявителю может быть различным.

Для ряда услуг, связанных с выплатой денежных средств, после принятия положительного решения требуется личное обращение заявителя в орган власти с комплектов оригиналов всех документов, о чем приходит уведомление в личный кабинет на Портале.

Есть услуги, связанные с компенсацией средств заявителю, например, расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на приобретение технических средств реабилитации или оплату питания детей в учебных учреждениях – в большинстве случаев перечисляются деньги на указанный заявителем при заполнении заявления счет либо оплата поступает напрямую в организацию – поставщика. О необходимости предоставления оригиналов документов сообщается дополнительно.

Если результатом электронной услуги является определенный сертификат, то в личном кабинете заявитель может ознакомиться с распоряжением, содержащим положительное решение о его выдаче, и впоследствии лично явиться за сертификатом в орган власти.