В Российской Федерации существует три территориальных уровня власти и,соответственно, 3 уровня услуг:
В Санкт-Петербурге действуют территориальные подразделения федеральных органов власти, наделенные теми же полномочиями и компетенциями. Например, на федеральном уровне функционирует Федеральная налоговая служба, а в Санкт-Петербурге – Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу, на федеральном уровне есть Министерство внутренних дел, в Санкт-Петербурге действует главное управление Министерства внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Региональный уровень власти состоит непосредственно из городских комитетов, служб и управлений, которые находятся в составе Правительства Санкт-Петербурга и предоставляют услуги жителям города. Также сюда входят администрации районов, которых в городе 18. Подробная информация об иерархии исполнительных органов государственной власти размещена на официальном сайте Правительства Санкт-Петербурга по ссылке в сети Интернет: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/.
К муниципальному уровню относятся 111 муниципальных образований города, которые оказывают услуги в рамках непосредственных границ образований.
Соответственно, уровень услуги - федеральный, региональный или муниципальный - соответствует территориальному уровню власти.
Самые популярные примеры федеральных услуг, которые предоставляются территориальными подразделениями федеральных органов власти в Санкт-Петербурге:
Самые популярные категории региональных услуг, то есть тех, которые предоставляются непосредственно исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга:
Основные компетенции муниципальных образований:
Для каждого органа исполнительной власти Правительством Санкт-Петербурга утверждается Положение, в котором официально закреплены основные направления его деятельности, прописаны задачи и полномочия. В свою очередь, полномочия органа власти подразделяются на услуги, функции и функции контроля (надзора).
Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу, то есть государственную услугу отличается необходимость подачи заявления на ее получение от гражданина.
Государственный надзор (контроль) — это регулярный мониторинг органами власти деятельности физических и юридических лиц, который направлен на выявление и пресечение требований законодательства.
Например, получение юридическим лицом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - это государственная услуга, предоставляется по заявлению непосредственно юридического лица. После чего комитет, оформивший лицензию, осуществляет надзор за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции в рамках законодательства.
Еще один пример – Комитет имущественных отношений представляет разным категориям заявителей землю в аренду или оперативное управление в зависимости от их нужд по заявлению в рамках госуслуг, после чего осуществляет земельный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере земельных отношений юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, использующими земли.
Основной нормативно-правовой акт, который регулирует отношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг - это Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем обозначены права заявителей, обязанности органов, предоставляющих услуги, а также общие требования к процессу предоставления гос и муниципальных услуг.
Предоставление государственных услуг регулируется административными регламентами, которые должны утверждаться органами власти.
Административный регламент - нормативный правовой акт, который устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Административный регламент содержит подробную информацию о каждой конкретной госуслуге. В нем приведены основные сведения о: